Словенцы в Подгорном

Земля Чаинская  № 10 (8099) от 08 марта 2014г

От горы Кулайки – к Широкой Масленице

Накануне празднования Широкой Масленицы, в нашем районе побывала группа туристов из Республики Словения. В Чаинский район она прибыла из курорта Чажемто, в котором остановилась на время поездок по культовым местам Томской области. В Подгорном туристов интересовала гора Кулайка, которая является археологическим памятником федерального значения. Руководитель группы, представившаяся Марианной, после окончания исторического факультета Люблянского университета увлеклась культами и верованиями древних славян и приобщила к этому многих своих земляков. В своем городе она ведет что-то вроде клуба по интересам, объединяющим любителей славянских  древностей. 

Вернувшись с Кулайки после культовых отправлений, туристы прямиком направились в музей Кулайской культуры, действующий при районном краеведческом музее. Там их встретила зав. музеем З.С. Решетникова. Она познакомила гостей с экспонатами музея, относящимися ко времени проживания на этой территории народа-носителя Кулайской культуры.

Первые сведения о находках на Кулайской горе относятся к началу прошлого столетия.  Тогда при распашке края горы были обнаружены бронзовые котлы скифского типа с набором серебряных и медно-бронзовых изделий. Значительную часть предметов передали в Томский областной краеведческий музей, кое-что осталось и в Подгорном. Позже государство признало Кулайское культовое место базовым памятником одноименной культуры раннего железного века. В нашем и в Томском краеведческом музее собрали артифакты, относящиеся к скифскому звериному художественному стилю этой культуры.

Кулайку давно признали объектом культурного наследия научного значения. Поэтому-то умные и любознательные словенцы приезжают сюда уже не первый год. Состав туристических групп меняется, а их руководители остаются, продолжая радовать дальними поездками своих соотечественников. Все это им очень нравится. В мае нынешнего года ожидается прибытие новой группы словенских знатоков древних культов и верований. Об этом они заявили после встречи в районном Центре культуры и досуга, где специально в их честь было проведено сценическое действие встречи Широкой Масленицы.

Праздничные чудеса начались с порога культурного центра. По старой русской традиции гости вошли в холл под натянутым сверху расшитым полотенцем, за которым их встретили директор Центра Л.В. Третьякова и самодеятельные артисты во главе с режиссером и сценаристом праздников Т.В. Анисимовой. Каждого гостя, переступившего порог, наряженные в русские народные костюмы артисты троекратно расцеловали, при входе в основной зал их встретили скоморохи и девушки с блинами. Гостей усадили за широкие столы и предложили яства, присущие Масленице. Были здесь и чаи, и блины, и сладкая медовуха. Отведав всего понемногу, гости познакомились с праздничной программой, которую предложили хлебосольные хозяева.

В ходе представления гости узнали немало нового и интересного. Прежде всего – что блины олицетворяют собой весеннее солнце, которое всем радостно светит, приглашая к празднованию Масленицы. На Руси она издавна отмечается семь дней, каждый из которых имеет свое значение. Понедельник означает «встречу», закликание весны. Вторник – «заигрыш», с этого дня принято гулять и развлекаться. Среда – «лакомка», «разгул», обильное поедание блинов с хождением по гостям. В деревнях в давние годы к  этому дню вскладчину варили пиво. Четверг несет «разгуляй-четверток», «запивание» блинов и кулачные бои.

Пятница представляет собой «тещины вечера», направленные на ускорение свадеб и нахождение молодыми друг друга, образование новых пар с перспективой на женитьбу. Суббота означала «золовкины посиделки» и «проводы». Важно знать, что золовка – в родственной иерархии сестра мужа. В этот день молодые невестки принимали у себя родных, щедро кормили блинами и разными вкусностями. Воскресенье представляло собой «прощенный день», проводы, сожжение Масленицы-Марены, прощение друг другу всевозможных обид. Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая – барыня-масленица, госпожа масленица». Следом за Масленицей  наступал великий пост.

Все эти слова сопровождались театрализованным действием, которое проходило тут же, напротив гостевых столов. Встреча в Подгорном состоялась в четверг, поэтому вниманию гостей была представлена сказка с играми и танцами, в которой они сами приняли участие.

Начиналась сказка словами: «Жил-был Царь, и было у него 3 сына». Дальше, как не трудно догадаться, решил Царь на масленичной неделе женить своих сыновей. Выбор невест царевичи должны были сделать  с помощью лука и стрел. Куда стрела упадет – там и невесту искать. Больше всех повезло младшему из царевичей, Ивану. Отыскав в болоте и поцеловав лягушку, он обрел счастье в объятиях девицы-красавицы по имени Весна. Тут и сказке, и масленичному представлению конец.

В курортное Чажемто туристы-словенцы возвращались в приподнятом настроении. На мой вопрос, как у них налажена жизнь, мои собеседники ответили: - Веселья осталось совсем мало. С тех пор, как начали строить капитализм, каждый живет сам по себе. Не хватает прежнего дружества, которое объединяло друзей и знакомых, да и не знакомых людей.

В Подгорном словенцы нашли теплое расположение, поэтому снова хотят сюда вернуться. 

Фотогалерея >>>

Иван Цибульник,
корреспондент газеты «Земля чаинская».